Юрий Милюков

 

 

 

 

 

 

Как человеку в России

нормально прожить в условиях

развитой бюрократии

(практическое руководство для граждан)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2006 г.

Автор с 2000 года был вынужден (а потом ему это понравилось) заниматься борьбой против бюрократической системы. Так получилось, что ему пришлось решать задачи, которые, как выяснилось, регулярно встают перед многими нашими людьми.

В дальнейшем он помогал друзьям и знакомым преодолевать такие же трудности и всё время анализировал свою работу и делал выводы.

          За это время у него накопился определённый опыт по поводу того, что из себя представляет бюрократия в России, как она развивается, какие у неё сильные и слабые стороны и как обычным людям нормально жить в условиях такой вот бюрократии.

          Эта брошюра – его попытка каким-то образом поделиться с согражданами своим опытом.

 

I.Основные законы развития бюрократии

 

          Есть хорошая книжка одного британца по имени Сирил Паркинсон: «Закон Паркинсона». Там очень неплохо изложены закономерности появления и развития бюрократов и бюрократической системы. Хотелось бы добавить несколько слов применительно к российским условиям.

          Паркинсон справедливо замечает, что любая борьба против бюрократии только усиливает бюрократию и расширяет её. (Как всемирное зло в фильме «Пятый элемент»). То есть для борьбы против бюрократии создаётся новая структура, например, «Управление по борьбе против коррупции» и т.п. Эта структура естественным бюрократическим путём развивается, растёт, обрастает вспомогательными службами, отделами и т.п.

          Вообще, часто «борцы» против бюрократии ставят перед собой более реальную задачу: занять место существующих бюрократов. Пример – Александр Лукашенко в Белоруссии. Сначала он руководил у них в Верховном Совете комитетом по борьбе с коррупцией, потом на этой волне стал президентом и организовал собственную (точнее, развил существующую и вписался в неё) систему бюрократии и коррупции.

          В России, где революции, гонения на «внутренних врагов» и всяческого рода перестройки – это, к сожалению, норма жизни – каждый раз при смене власти часть старой бюрократии остаётся, часть заменяется новой, но всегда бюрократия увеличивается.

          Например, в современной (2005 год) России примерно 1 млн. 400 тыс. бюрократов (источник не помню). Во всём СССР в 1991 году было 400 тыс. бюрократов. Абсолютный рост – в 3,5 раза. Если учесть, что Россия по населению в 2 раза меньше, чем СССР, то в современной России в 7 раз больше бюрократов на душу населения, чем в СССР.

          И наоборот, в короткие периоды между войнами и революциями, когда люди начинают жить спокойно, начинает естественным путём налаживаться хозяйственная мирная жизнь, - в это время бюрократия ослабевает, её влияние на нашу повседневную жизнь уменьшается.

          Но в России не нужно специально выдумывать врагов (как это сейчас делает президент Джордж Буш-младший для американцев). В России враги появляются сами, они растут как на дрожжах на наших больших просторах, большом количестве национальностей и неравномерном развитии экономики. То есть всегда есть места в стране, где кто-либо может сказать: Почему мы плохо живём ? Да потому, что в этом виноваты евреи (кавказцы, татары, русские, олигархи, китайцы и т.п. – ненужное зачеркнуть).

          К сожалению, гораздо проще бить человека за то, что у него не такой разрез глаз и другая форма носа, чем искать действительные причины плохой жизни. А желающие, то есть зачинщики – всегда найдутся.

          Ну и что же я предлагаю – типа совсем не бороться с бюрократией ? Мол, пусть сама тихо умирает в процессе спокойного безреволюционного развития страны… ? Нет, жить нам всё-таки сейчас и мы не можем ждать, пока влияние бюрократии плавно будет уменьшаться в связи с развитием экономики. Об этом далее.

          Что страшнее всего для коммерсанта ? Потерять свой бизнес. Что страшнее всего для честного человека? Потерять своё доброе имя. А для бюрократа что страшнее всего ? Потерять свою должность, своё место, своё кресло, как угодно это назовите.

Бюрократ – это человек, который представляет ценность не сам по себе, а только в связи со своим местом. Убери его с этого места – и он уже никто. Конечно же, на это место быстро найдутся желающие. Но в данном случае нас интересует тот человек, который пока ещё на этом месте сидит. Так вот, любые угрозы его существованию в сравнении с боязнью потерять место – это ерунда. Мы должны это помнить и использовать в своей работе.

 

 

II.Что такое гражданское общество и зачем это нужно

 

Теперь давайте разберёмся, кто это мы. Мы – это обычные граждане, которые где-то работают или работали. Я не говорю о людях бизнеса, моя книжка для них в основном уже неинтересна – они сами открыли для себя постепенно эти самые законы. Практика показывает, что человек, который привык работать по найму и не особенно склонен к проявлению инициативы – такой человек совершенно беззащитен перед бюрократической системой.

Мне приходилось видеть, что даже юрист, работающий на предприятии или в частной фирме (то есть не сам по себе) при столкновении с бюрократической системой теряется и пытается бороться с ней единственным известным ему способом – через суд.

Всё это не так просто.

Однако, существует подход (или скажем, метод) который действует безотказно, помогая простым гражданам решить многие их проблемы (к сожалению, не все) без участия бюрократии.

Это так называемое гражданское общество. Что это такое? Говоря простым языком, элементы гражданского общества в нашей жизни – это такие ситуации, когда граждане могут решать свои задачи без присутствия начальства.

Примеры из повседневной жизни:

Это жилищные, гаражные, садово-огородные кооперативы и товарищества, это народные дружины для охраны общественного порядка, это сельские сходы и советы микрорайона и т.п.

В этих случаях с бюрократией сталкивается небольшое число грамотных, подготовленных граждан, таких как председатель кооператива или товарищества, член совета микрорайона и т.п. А основная масса граждан не страдает от общения с бюрократами – а ведь это самое важное, - чтобы повседневные проблемы человека и его семьи решались без личного контакта с бюрократией, такой контакт всегда для человека унизителен и вызывает массу отрицательных эмоций.

То есть, всяческое развитие гражданского общества и его конкретных элементов способствует пониманию гражданами смысла власти, как таковой и упрощению способов решения повседневных задач.

Гораздо легче разговаривать с председателем Товарищества собственников жилья, за которого я сам голосовал на собрании, чем с каким-нибудь мелким служащим в ЖЭКе, на которого я никак по большому счёту не могу повлиять. Если председатель ТСЖ – пьяница и вор, проблема решается элементарно: мы собрались, провели собрание и выбрали другого председателя нашего ТСЖ, который не пьёт и честный человек. Вопрос решается в 10 дней (согласно Жилищного Кодекса РФ). Это просто.

А вот бюрократа в жилищной конторе мне не сдвинуть с места, даже если он будет издеваться надо мной и вытворять что попало (или вообще ни хрена делать не будет). Я могу потратить несколько месяцев (а то и лет) и добьюсь, что этого человека снимут с должности (и тихо переведут на другое место) и на его место посадят другого (такого же).

Как там говорил персонаж актёра Игоря Ильинского – товарищ Бывалов в фильме «Волга-Волга»: - Марья Семёновна, заберите у товарищей брак и выдайте им другой !

Человек, который избран мною и другими такими же, как я, мне понятен и он понимает меня и понимает, что должен решать мои задачи. А бюрократ назначен непонятно кем сверху непонятно по каким критериям (честность ? профессионализм ?) и отвечает только перед тем, кто его назначил и на моё мнение бюрократу наплевать.

Так что даёшь гражданское общество во всех сферах общественной жизни ! В конце этой книги, в приложении, я покажу, какие элементы гражданского общества у нас могут сейчас в принципе существовать, согласно действующего законодательства.

Дежурные примеры я уже приводил, добавлю сюда ещё профсоюз и третейский суд. И то, и другое нужно всячески в России развивать. Ни профсоюзов (почти), ни третейских судов (совсем) у нас ещё нет. А это важные моменты жизни: профсоюз (настоящий профсоюз) помогает регулировать производственные (трудовые) отношения – отношения между работниками и работодателями, а третейский суд – это правосудие граждан (в отличие от правосудия государства в обычном суде).

 

III.Место бюрократии в системе управления государством

 

          Ну вот, к 3 главе мы наконец-то добрались до, можно сказать, главного вопроса. Внимательный читатель спросит: дык ты, товарищ, значит, не против бюрократии в принципе и не собираешься её с корнем уничтожать ?

          Отвечаю. Я человек мирный и вообще, борюсь за экологию и за мир во всём мире.

          Правильней сказать так. Система управления государством предполагает бюрократию как таковую. Но нас, простых граждан, беспокоят только те бюрократы, с которыми мы повседневно, то есть иногда, сталкиваемся.

То, что у них там внутри структуры, нас, конечно же, тоже беспокоит, особенно, в плане того, сколько их всего там и какую зарплату они получают и сколько у них служебных автомобилей и какие сверхзадачи они себе выдумывают, чтобы ни хрена не делать и жить спокойно на наши денежки. Но на самом деле, это не так важно в плане моей конкретной повседневной жизни.

И меня более беспокоят отношения с конкретным «врагом» в пенсионном фонде или в управлении социальной защиты.

Надо сказать, что существуют различные ветви системы государственной власти и они не всегда дружат между собой и мы должны этим пользоваться.

В частности, государственная власть разделена на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Есть ещё местное самоуправление, которое вроде бы должно быть независимо, но в жизни полностью зависит от региональных властей.

Существует ещё одна неофициальная веточка власти, которая очень сильна и важна и её даже иногда так и называют «четвертая власть»: это пресса, то есть средства массовой информации.

 

 

 

IV.Что ещё с ними можно поделать

 

Более всего рядовой гражданин сталкивается с властью исполнительной. По закону типа можно жаловаться на бюрократа его начальнику. Но жизнь показывает, что это не нужно и смешно.

Надо помнить о том, что на исполнительную власть можно жаловаться властям законодательным, судебным и прессе. Кроме того, есть такая полезная вещь, как открытое проявление своей точки зрения в людных местах или массовыми способами. Например, 1) проведение пикета или митинга или 2)рассылка в адрес властей и в прессу большого количества возмущённых писем от разных граждан с разных адресов. Граждане, кроме того, могут объединяться в общественные объединения для защиты своих интересов.

Законодательная власть интересуется нашим мнением только перед выборами. И всячески демонстрирует в этот момент, как хорошо она защищает интересы граждан. В другое время, чтобы депутат хоть как-то вам помог в решении конкретного вопроса, нужно его убедить в том, что ваша проблема носит массовый характер и затрагивает интересы большого количества его избирателей.

Судебная система (я говорю о гражданском судопроизводстве) в принципе ориентирована против исполнительной власти. И незаконные действия (или бездействие) бюрократа вызывают у судьи естественное желание наказать его. Другое дело, что бюрократ может оказаться несколько крупноват для судьи и судья подумает, что портить отношения с крупным бюрократом ему не с руки. Тем более, что вы, маленький человек, который обратился в суд – судье уж точно ничем не угрожаете. В этом случае надо объединяться с другими такими же или обращаться в общественные организации, которые защищают права граждан.

Я подчёркиваю – именно в общественные организации, а не во всякие там гос. и муниципальные инспекции, комиссии и управления по защите… Там те же бюрократы и отношение к людям такое же. Простой вопрос они может и решат (если в магазине вам продали сгоревший электрочайник и не хотят его забирать обратно), а если чего посерьёзней – вам скажут: пишите заявление и т.п. Короче, спасибо и до свидания.

Для общественной организации важнее её собственный реальный авторитет, а его она сможет заработать только реальными действиями по защите граждан. Вес общественной организации и для судьи – это тоже вес и судья сильно подумает, прежде чем отказывать по формальной или надуманной причине в иске общественной организации. Кроме всего прочего, в общественной организации, скорее всего, работают неплохие юристы и слабое судебное решение будет обжаловано, а для судьи это всегда – минус.

Надо сказать, что простому гражданину, у которого нет юридического образования и отсутствует опыт общественной деятельности, вообще сложно самому защищать свои интересы в суде. Не будем говорить о субъективизме (или более грубо - продажности) судей. Реальная картина значительно скромнее общепринятой точки зрения.

Это только в Москве, где жизнь очень дорогая, судья может за взятку принять конкретное решение. В большинстве регионов судьи – категория очень состоятельных граждан. У них огромные социальные гарантии, зарплата, отпуск, пенсия и т.п. С должности судьи по своей воле никто не уходит. В реальной жизни судья может принять субъективное решение по ерундовому вопросу по дружбе (по знакомству) или такое же решение в том случае, если обжалование решения затруднено или не имеет смысла, например, проходит срок важного события (скажем, во время  выборов). Но по дружбе – не означает «за деньги». Судья ни за что ни у кого не возьмёт деньги или ценный подарок, если это можно истолковать, как взятку, да и вообще, в наше время развития электронной звуко- и видеозаписывающей техники лучше не брать материальные ценности у кого попало, тем более, что зарплата у судьи высокая.

В крайнем случае – кому жаловаться на судью? Для начала всё-таки обратитесь в общественную организацию, в профсоюз или в любую политическую партию, - возможно, вам помогут всё сделать в рамках судебной системы или другим путём. Но если не помогает, а совершенно однозначно вы знаете, что судья получил взятку от вашего врага и принял незаконное решение? Надо жаловаться в систему законодательной власти. Региональное законодательное собрание. Там есть комиссия по законности, туда и жаловаться. Есть ещё во всяком регионе уполномоченный по правам человека. Ему тоже это будет интересно.

 

 

 

 

V.Что делать с торгашами

 

          Эти больше всего боятся гласности, как, впрочем, и бюрократы. Для начала, запомните, что согласно Закона о защите прав потребителей, вы не обязаны сдавать некачественную вещь в ремонт. Вы имеете право по вашему выбору: 1) вернуть это барахло и получить свои деньги обратно, или 2) доплатить и получить более дорогую вещь, или 3) ремонтировать это барахло за счёт продавца, причём на время ремонта он обязан бесплатно предоставить вам замену ремонтируемой вещи. Если скандалят и отказываются брать своё барахло обратно и возвращать вам деньги: 1)можно позвонить в комитет по защите прав потребителей, 2)можно сказать: «Завтра придёт ЛДПР и закроет ваш магазин», 3)можно пригласить милиционера и сказать: продали дерьмо, а теперь деньги не возвращают.

          Лучше всего, если таки не возвращают деньги, обратиться в любую (хоть в профсоюз) общественную организацию. Они свяжут ваш интерес со своим и, скорее всего, решат вопрос по телефону. В крайнем случае, могут организовать пикет возле магазина – действует безотказно. Лозунги: «В этом магазине воруют», «Вор должен сидеть в тюрьме», «Покупатель, будь осторожен – тебя обманывают». То есть выручка в магазине за день – пропадает начисто. Если дойдёт до пикета, вам вернут не только деньги за проданное барахло, но бесплатно в придачу дадут какие-нибудь подарки и отвезут домой на такси. Только чтобы больше не было пикетов.

          Можно и в суд обратиться – но это долго.

 

VI.Некоторые мелочи

 

          Если вас где-то откровенно «посылают» или «пудрят мозги», помогают такие простые вещи. Для начала обратитесь по этому же вопросу в письменной форме. Напишите от руки или напечатайте на компьютере то же самое заявление, с которым обращались устно, по человечески. Напишите в 2 экземплярах. Один отдайте им, на другом пусть распишутся, поставят дату (и сами поставьте подпись и дату) и отдадут вам. Спросят, зачем ? Скажите, что будете обращаться в суд. Часто это помогает решить вопрос.

          Или пришлите им ваше заявление заказным письмом с уведомлением о вручении. Копию заявления оставьте себе, также сохраните квитанцию об отправлении письма и вернувшееся к вам уведомление о вручении. Пригодится в суде.

Бывают тёртые бюрократы, которые просто не берут заявление в письменной форме и всё тут. В этом случае помогает явное использование диктофона. Откровенно достаньте его из кармана и демонстративно включите, скажите «Я записываю нашу беседу на диктофон». Спросят: «По какому праву?». Отвечайте: «У меня память неважная, боюсь, что-нибудь забуду. А что, вы разве тут что-то говорите незаконное ? Так если вы боитесь, я могу выключить диктофон». Сразу резко смягчаются и принимают заявление. Присутствие свидетелей тоже хорошо сказывается.

В суде открытое использование диктофона, кстати, тоже помогает. Если, конечно, вы опасаетесь, что судья явно не на вашей стороне. Есть такая статья 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, которая позволяет всем участникам процесса свободно вести аудиозапись. Громко вслух произнесите: «Согласно части 7 статьи 10 ГПК РФ я веду аудиозапись» и явно включите диктофон. Судья сразу же станет очень строго придерживаться процедуры процесса и вообще, следить за своими словами.

Например, суд принял решение в вашу пользу и признал действие (бездействие) бюрократа незаконным. Вам хочется бюрократа побольнее наказать, а деньги с него содрать очень трудно. Чем он вам помешал? Вовремя не принял нужное решение. Что вы потеряли? Рабочее время – ходили к нему 10 раз, просили, уговаривали, не могли застать на рабочем месте и т.п. Потерю рабочего времени в суде доказать непросто, нужны справки с работы, о зарплате, об отгулах на время поисков бюрократа. Что же делать ?

Есть такая хорошая статья 100 ГПК РФ (и 110 АПК РФ). Там сказано о вознаграждении представителя. Это значит, вам нужно взять с собой в суд любого знакомого, лучше, конечно, юриста, и пусть он скажет несколько слов. Тут же он напишет вам расписку, что получил от вас 20 тыс. рублей за представление ваших интересов в суде. Копия и оригинал расписки предъявляются судье. Это будет для судьи основанием, чтобы взыскать с проигравшей стороны, с бюрократа (точнее, с бюджета) соответственно, 20 тыс. рублей в вашу пользу. Представляете, какой разговор будет у бюрократа после этого с начальством ? Тут возможно и снятие с должности… Вот так то.

 

 

VII.Напоследок

 

          Президент Путин, безусловно, умный человек. Он понимает, что без бюрократии ему никак не обойтись. Но, с другой стороны, он совершает некоторые действия, которые создают ему образ борца против коррупции. В частности, это развитие судебной системы, упрощение (ли ?) процедуры регистрации юридических лиц и частных предпринимателей, сейчас создаётся так называемая общественная палата – как будто бы противовес государственным структурам (тут же при ней создаётся бюрократический аппарат – иначе как же она будет работать ?).

          Путин поднимает зарплату сначала гос.служащим, а после уже врачам, учителям и т.п. Паспортно-визовая служба перенесена из МВД в Миграционную службу. Но «работники» там остались те же !

          Граждане не могут и не должны надеяться на «доброго царя». Президент – часть бюрократической структуры и всегда будет на её стороне, каким бы образованным человеком он ни был.

          Граждане могут надеяться только на себя. Объединяйтесь и создавайте свои общественные институты власти – которые будут вам доступны на расстоянии соседнего подъезда (цеха, отдела) и 24 часа в сутки. Пусть это будет ТСЖ, или профсоюз, или потребительский кооператив, или касса взаимопомощи. Тогда будет и с кого спросить за дело и у кого попросить поддержки – и она будет оказана быстро и эффективно !

Ижевск, 4 января 2006 года

Милюков Юрий Анатольевич

 

Приложение

Бюрократия и народ

Функция

Государственная структура

Негосударственная структура

1

Правосудие

Суд, арбитражный суд

Третейский суд

2

Жильё

ГЖУ, ЖЭК, ЖЭУ...

ТСЖ

3

Гаражи

 

Товарищества

4

Огороды и дачи

 

Товарищества

5

Производство

Министерства, гос.предприятия

Частные фирмы

6

Производственные отношения

Минтруд, инспекция по труду, Гос.профсоюзы

Профсоюзы

7

Пенсии и пособия

Пенсионный фонд, фонд соц. страхования

Частные пенс.фонды и кассы взаимопомощи

8

Молодёжь

Министерство по делам молодёжи

Общественные организации

9

Дети

Муниципальные ясли и дет.сады

Частные дет.сады

10

СМИ

Гос.телевидение, газеты

Частное радио, интернет, газеты

11

Капиталы

Гос.банки

Частные банки и кассы взаимопомощи

12

Страхование

Госстрах

Частные страховые фирмы

13

Безопасность

Милиция, ФСБ, …

ЧОПы, народные дружины

14

Здравоохранение

Муниципальные больницы

Частные клиники и народные целители

15

Среднее образование

Муниципальные школы

Частные школы, репетиторы, курсы

16

Высшее образование

Государственные университеты

Частные университеты

17

Дополнительное образование

Музыкальные и спортивные школы

Частные фирмы, частные педагоги

18

Физкультура

Гос.стадионы и спортзалы

Частные тренажёрные залы

19

Общественное питание

Гос.инспекция

Частные рюмочные, кафе и рестораны

20

Экология

Гос.инспекции

Общественные организации

16,1,2,15,14,3,4,13,12,5,6,11,10,7,8,9

Сайт управляется системой uCoz